САМООРГАНИЗАЦИЯ НИЗОВЫХ СООБЩЕСТВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Тезисы доклада на круглом столе "Цивилизационные ценности России в повестке дня интеллектуального сообщества", проходившем на площадке Общественной палаты РФ 26 мая 2023 года
![](/static/img/pcrf-20230526-01.jpg)
Начну с провокации. Можем ли мы сегодня себе представить чиновника – государственного служащего, который принимает решение не на основе законов, инструкций, процедур, а руководствуясь своей совестью? По сути вопрос стоит ребром: либо лицо, принимающее решение руководствуется своими ценностями, либо нормами административно-бюрократической культуры. Вопрос. Такое возможно?
Ответ. Вполне себе возможно! И вот почему:
Если чиновник чувствует себя частью коллективной сущности: семьи, рода, общественной организации, братства, то это вполне себе возможно, поскольку решение принимать будет уже эта социальная группа, ценностями которой он запитан, и они оказывают непосредственное влияние на принятие таких решений.
![](/static/img/pcrf-20230526-02.jpg)
Реальная модель представительской демократии (та, что реализована на самом деле в России, да и в любой другой стране мира, — в этом я уверен) состоит в следующем: человек получает статус, облекается властью и оказывается в Системе в точках формирования, принятия и/или исполнения решений. Но решения он принимает сообразно своим ценностным константам. Да-да, решения принимаются исходя из ментальности, ценностей и идеалов. И вот по каким-то причинам, ввиду определённых обстоятельств и собственной инфантильности этот человек утрачивает ценностную матрицу своих групп и идёт вразнос: начинает поступать вроде бы по закону, но в нравственном плане это раскрывается как полное беззаконие… Такое бывает, за примерами ходить не надо! Что делают члены сообществ, в культуре которых он был выпестован? Правильно! Они отворачиваются от него. Но сегодня, ввиду недоразвитости групп, ввиду рыхлости самого социума этого никто не замечает. А если таковое сообщество, будучи полноценной ячейкой общества, заметной и авторитетной, исторгнет его из себя и объявит об этом, тогда человеку тому не позавидуешь! Мы ещё помним времена, когда люди, отвергнутые обществом, сами к себе применяли высшую меру и приводили приговор в исполнение.
![](/static/img/pcrf-20230526-03.jpg)
Мы страна общинная. Об этом говорит проведённые нами в 2010-м году исследования национальной идентичности. Они показали, что главным основанием здания нашей государственности является правда, красота и сострадание. Общинность наша, собравшая и вобравшая в себя множество культур, явила миру феномен жертвенности, совестливости, поиска смысла – всё то, что отражено в нашей всемирно известной литературе. Из этого следует, что сегодня нам надо опереться на самоорганизацию низовых сообществ, которая, в общем-то, уже начинает происходить как на линии фронта, так и в тылу. И здание государственности сегодня зиждется на конструктивной напряженности этого социального поля. Но чего нам не хватает? Нам сегодня не хватает динамизма! Динамика Отечества, сочетанная с каркасно-устойчивой многозадачной иерархией государства даст нам эффект прорыва, подобного тому, что был в послевоенное время, когда «страна героев, страна мечтателей, страна учёных» явила миру такую динамику, что её сильно испугались за океаном.
![](/static/img/pcrf-20230526-04.jpg)
Существует ли сегодня самоорганизация на низовом уровне? Конечно, существует! Как большой организм состоит из множества клеток, так и общество состоит из сообществ. И если рассматривать каждое сообщество как клеточку, так и у неё должен быть вход, когда она принимает ценностные ориентации от других больших систем и от соседних, а впоследствии выброс в виде деятельностных плодов – и таким образом социальное тело общества ткётся из живых групп-колечек, как многослойная кольчуга – из кольца в кольцо, которую невозможно ничем пробить ввиду её суперадаптивной способности к самозаживлению и мгновенному перестроению к возникшим реалиям. Тогда и человек в таких живых системах созревает настолько, что его невозможно сдвинуть с места его предназначения, за которое он готов погибнуть.
![](/static/img/pcrf-20230526-05.jpg)
И вот отсюда начинается отсчет и пересборка всей мировой архитектуры нового порядка мирохозяйствования: группа, являющаяся единицей социума за счет воли каждого, формирует поле социума и это и есть национальная культура, в питательном растворе которой пребывают все задачные иерархии государственного управления. И тогда Отечество как национальная ценность собирает и держит в контуре все соподчинённые сообщества. И место России в мировом сообществе определяется её внутренней политикой, исходящей из недр национального сознания, когда внешняя политика органично становится продолжением политики внутренней. И в таком случае Россия вполне себе заслуженно становится ценностным арбитром этого многополярного мира, где полно-ценный и полно-цельный Человек становится целью. И тогда Россия, обозначившая стратегию развития многополярного мира и уже спозиционировавшая себя в нём как одного из ценностных арбитров, совершенно очевидно будет реализовывать стратегическую концепцию, обозначенную В. В. Путиным еще 2013 году на Валдайском форуме, где он сказал: "Россия всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России." Отсюда и миротворчество, многополярность и привлекательность нашей Родины.
Алексей Вайц