КАК РОЖДАЮТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ СУЩНОСТИ ИЛИ ОТ ДИХОТОМИИ ПРОЦЕССА К ТРИММЕРИИ ПОТОКА.



Введение

Если собрать все книги по управлению, то из них можно построить высотное офисное здание, которое может быть посвящено… например, изучению проблем управления. И по сути своей управление есть направление и распределение социальной энергии, призванной преобразить среду через преображение человека. А вот откуда появляется, как зарождается и как оформляется социальная энергия — ответить на этот вопрос весьма сложно, поскольку мало можно найти полноценных источников, а главное — составить целостное представление о социальной динамике, собирающей эту энергию, рождающуюся, казалось бы, из ниоткуда. Вместе с тем социальная энергия — это самая мощная энергия на Земле. Причём она имеет колоссальную мощность, как разрушительную, так и созидательную. Но как породить её, собрать и как направить, мы попытаемся разобраться в этой статье.

Без устремлённости нет восхождения и всё теряет смысл.

От группы к сообществу

Всякое сообщество есть социальная группа, но не всякая социальная группа является сообществом. Это связано с тем, что для того, чтобы обрести общее и пребывать в со-общении, группе необходимо пройти совместное социальное переживание. Особо значимо оно проходит, как правило, в годину бед и лишений. Именно поэтому после войн и всякого рода потрясений бывает мощный расцвет общества, поскольку энергия добрых сердец, прошедшая горнило испытаний, чиста, востребована и искренне спонтанна. После таких времён люди по-настоящему собираются вокруг своей коллективной боли и устремляются к будущему, предвосхищая его, поскольку социально здоровый человек своим сознанием не может долго находиться в проблемном поле. На таких этапах социальная группа обретает свою динамику. Осознавая своё предназначение так остро, как никогда, вновь нарождающееся сообщество формирует свои правила, поскольку предназначение диктует условия, при которых деятельность группы будет легитимной: «это мы делаем, и это делаем, и то делаем, а вот этого не делаем никогда, поскольку наше предназначение таково!». Таким образом, оттолкнувшись от своего предназначения, в группе рождается организованность. Затем, когда группа начинает действовать по правилам, предвосхищая грядущее и осознавая своё предназначение, она неизбежно рождает свою этику. И вот уже в сообществе складываются необходимые элементы культуры, как совокупность норм, правил, принципов, традиций, мифов, легенд, ритуалов, обрядов и т.п. Коллективная сущность, уже собранная и скрепляемая культурой, рождает конструктивную напряжённость, в которой кристаллизуются ценности (Рисунок № 1).

Рисунок № 1.

Ценности для любого сообщества являются армирующей компонентой. По сути группа, вокруг которой первоначально собрались люди, прошедшая свой путь от боли и до кристаллизации ценностей – эта группа по праву может называться сообществом; коллективной, осознанной, деятельной, культурной сущностью, поскольку все этапы становления в ней пройдены. Это, — если кратко. Теперь по шагам.

Генерация и реализация

Все социальные группы, как правило, пребывают в дихотомии: в режиме генерации-осмысления и в режиме реализации-деятельности. В режиме генерации все участники группы существуют в одноранговом формате. Это значит, что все участвующие в процессе генерации по отношению к друг другу находятся в одном ранге – они все равны. Как правило, человек, собравший такую группу, выполняет роль наставника, поскольку он заинтересован в синергии группы и по сути на своей энергии собирает её. То есть, он является ресурсом для всей группы, как держатель замысла о ней. По мере развития процесса генерации группа проходит различные этапы, которые мы разберём ниже, но она неизбежно приходит в состояние реализации, и тогда одноранговая её сущность стремительно преобразуется в иерархию, точнее, – в задачную иерархию со своей подчиненностью. Например, мне, как профессиональному режиссеру, приходит на ум следующий сюжет из фильма «Гладиатор», где в кульминационной сцене гладиаторы оказываются на арене Колизея, и осознают уготованный им сценарий, герой фильма обращается к ним с вопросом, кто из них служил в армии? По их ответам он понимает, что все собравшиеся здесь люди армейской культуры, следовательно, знают базовые правила, осознают своё предназначение, имеют внутреннее стремление к жертвенности, то есть к общим ценностям, так как они люди единой культуры… А дальше он даёт им установку: во что бы то ни стало оставаться в центре арены. И когда он оценивает возможности противника, то командует им применить ряд тактических ходов, в результате которых битва ими была выиграна. Весь генерационный этап этого сюжета был заключён в слаживании боевого опыта воинов здесь и сейчас на арене, и на этом можно было строить тактические приёмы, собирая их из определённых алгоритмов, а далее вся группа перестроилась в жёсткую задачную иерархию и приступила к исполнению поставленных задач, а точнее, к разгрому более подготовленного, но расслабленного и самоуверенного противника.

В полноценном сообществе режимы генерации и реализации, как показано на вышеприведённом примере, неразрывно связаны друг с другом как вдох и выдох живого организма. Как правило, с переходом из генерационного режима в режим реализации тот, кто был наставником, становится уже руководителем группы. Здесь есть очень важная деталь, формирующая способ существования наставника-руководителя в разных режимах: в режиме наставничества его роль заключается в самоотверженности, поскольку ему необходимо собрать содержание ото всех и воедино, а в режиме реализации его роль заключается в самоутверждении, поскольку, не утвердив себя, невозможно реализовать в иерархии решение и проконтролировать поток задач. Есть яркий исторический пример — Александр Васильевич Суворов: перед боем он лично общается с каждым чудо-богатырем, как он называл своих воинов, выясняет у них самочувствие, вместе готовит еду, вместе молится, а завтра ведёт их с командного пункта в бой раздавая чёткие по иерархии команды! Надо заметить, что у Суворова не было ни одной проигранной битвы.

Один из самых частых вопросов: как определить, в каком режиме существует в данный момент группа? Чтобы ответить на него, надо задать вопрос: «Кто чей ресурс?» и ответить на него. Если сотрудники иерархии являются ресурсом руководителя, то группа находится в режиме реализации, а если человек, собравший группу, является её ресурсом, то есть, он их собрал, предоставил помещение, интересуется позицией каждого, создал условия для плодотворной работы по собиранию содержательной части, которую группа развивает и на которую опирается, то тогда группа находится в режиме генерации.

И здесь есть очень чувствительный момент, и его надо разобрать отдельно. Хоть группа и существует неразрывно в двух состояниях своей дихотомии, эти состояния антагонистичны друг к другу. Дело в том, что, когда группа пребывает в генерационном процессе, она находится в изменчивой динамике, в поиске нового, она предельно адаптивна к внешней среде и к обстоятельствам. Но когда группа переходит в режим реализации и становится задачной иерархией, она предельно консервативна, поскольку вся направлена на удержание системы управления, процессов и регламентов. И если, выполняя свои задачи, иерархия периодически не переосмысливает себя, она начинает защищать свою неизменяемость и уничтожает всё, что угрожает её «стабильности». А главным раздражителем для задачной иерархии является её же генерационная сущность, поскольку та требует по природе своей качественных изменений, а иерархия требует соблюдения и сохранения статусов и регламентов – в этом и состоит весь конфликт описываемой дихотомии. С этого самого момента начинается дисфункция системы, и она стагнирует. Как зарождается смыслодеятельная динамика в группе, как она приходит в равновесное состояние и как из неё уходит жизнь, показано на рисунке
№ 2. То есть, для стабильного развития сообщества она должна пересобираться в режиме стратегирования, и её исполнительная часть, задачная иерархия, должна быть соподчинена смыслообразующей одноранговой динамике. То есть, не побоюсь сделать здесь смелое утверждение, что генерация должна преобладать над реализацией, как и смыслы должны преобладать над целями. Исполнение должно находиться в контуре генераций, а цели – в контуре смыслов, да и к тому же представленных в будущем.

Рисунок № 2.

От рутины к вдохновению или от процесса к потоку

Разберём сам процесс запуска группы, развития, формирования процесса генерации, затем процесса реализации и выход её в режим её же вдохновения. По сути, создадим социодинамическую матрицу подъемной силы. Раньше вся эта подъёмная сила была нам ниспослана Богом и каких-то сто лет назад мы не понимали, что это — естество и что оно настолько мощное, что оно дано нам свыше, не знали, что через сто лет мы будем искать, исследовать, восстанавливать её, как социальную технологию. Нет нужды сейчас здесь разбираться в немощах сегодняшнего общества — это отдельная тема, но всем совершенно очевидно, что сегодня людям чрезвычайно сложно собраться, согласоваться и начать что-либо делать. В корне всего лежит ложное представление о собственной значимости каждого человека, захваченное, накаченное и мнимо обслуживаемое тотальной информационной средой века нынешнего. Эта тенденция продолжает набирать обороты: личность человека сакрализируется и мы здесь совершенно упускаем из виду, что коллективная подъёмная сила — эта сверхэнергия — проявляется как бы из ниоткуда только между людьми, и при условии, что они должны что-то захотеть совершить вместе, поскольку сам человек есть результат серии коллективных взаимодействий. Из коллективизма человеком черпаются все смыслы, все поведенческие модели, эмоциональные рисунки способов существования, все его принципы и правила. То есть, для совместного действия люди должны соединиться. А как это возможно?! Дело в том, что изначально лучше всего и плотней всего они соединяются по проблематизации. Всё становление группы происходит в двенадцать тактов: 1) проблематизация, 2) солидаризация, 3) генерация, 4) актуализация, 5) визуализация, 6) персонализация, 7) мотивация, 8) социализация, 9) реализация, 10) мультипликация, 11) идеализация и 12) сакрализация. Эти этапы мы сейчас и разберём.

1. Проблематизация. Первая проверка коллектива на коллективизм — это усвоение, точно ли эти люди понимают ту проблему, ради которой они собрались. Что подразумевается под словом «проблема»?! Проблема — это то, что не устраивает, то, с чем столкнулись люди, отфиксировали это, назвали-поименовали и у них возникает жизненный импульс преодоления этих обстоятельств. И здесь очень важно, чтобы на этом этапе они начали договариваться: договорились о терминах, продемонстрировали свою приверженность к неприятию сложившейся ситуации, а также договариваются по вектору направленности, по выходу из обстоятельств и по силе – то есть, сколько своего времени они готовы потратить и как много своего внимания посвятить решению этого вопроса. Этот этап — установочный для любой группы. Он имеет мощную групповую самоидентификацию. Эта «встреча» коллективной сущности с самой собой бывает столь пленительной, что множество групп «залипают» на этом этапе на проблемах и даже становятся большими экспертами в области данной проблематики. Присваивают их себе, как объект постоянного внимания. Но к социальной динамике, то есть, к поступательному движению развития группы, это не имеет никакого отношения. Это — хитрая ловушка.

2. Солидаризация. На этом этапе как раз и осуществляется переход от персонального к коллективному: происходит принятие себя через коллектив, через отражение своей роли в нём; рождение коллективной сущности, где коллективная сущность должна себя поименовать, например: «Мы, сообщество поисковиков «Следопыт», собрались во имя памяти отцов, для поиска их останков и предания их земле…». Солидаризация — это рождение коллективного тематического сознания у каждого участника группы, его поименования и заявления, чего каждый участник от этого сообщества ожидает. А также придания этому коллективному явлению каких-либо свойств: «Я бы хотел, чтобы наш клуб «Следопыт» собирал память», «Я бы хотел, чтобы наш клуб «Следопыт» исследовал природу подвига», «Я бы хотел, чтобы наш клуб «Следопыт» реконструировал исторические события», — «Согласны ли мы все, чтобы наш клуб исполнял функции: 1, 2, 3, 4?». «Да, все согласны», – и вот уже появляется сообщество, которое представляет из себя коллективную индивидуальность. Эта коллективная сущность уже абстрагирована от конкретных людей. Уже над входом можно повесить вывеску «Клуб Следопыт». То есть, произошла солидаризация и люди собрались; таким образом сформировался первый состав этой группы: проблемы выяснили, собрались и коллективно поименовались. А дальше у группы возникает вопрос: «А что мы должны делать дальше?».

3 .Генерация. Генерация — это работа с будущим, поскольку, если группа с проблемами столкнулась, то управлять настоящим невозможно: оно набегает, в секунду становится прошлым и поэтому возникает вопрос: как им управлять? А управлять можно только будущим. Поэтому нужна генерация, причём она должна быть вектором, отнесённым в будущее: именно будущим, желаемым этой коллективной сущностью, поскольку будущее всегда завязано на кого-то. Даже, если человек генерирует своё будущее, он генерирует его по отношению к какой-то группе: «Я поступлю в такой-то ВУЗ…», «Я сделаю такие-то открытия…», «Я пойду в армию…», «Я стану героем…», — всё равно, это всё будущее по отношению к кому-то. Получается, что наше сознание, создавая личное будущее, слоняется по субкультурам и переописывает там себя, желаемого. Но это — пассивная функция. Реальное будущее, к которому все будут притягиваться, может быть только коллективным, совместно осознаваемым, совместно желаемым, совместно переживаемым и никаким другим… Просто даже потому, что наше мышление не подразумевает индивидуалистско-персонального будущего себя самого, только в группе: «Мы с клубом «Следопыт» исследуем такие-то рубежи…», «Мы откроем для себя такие-то неизвестные факты», «Нас отметят на молодёжном форуме поисковиков…» и т.п. То есть, начинается генерация будущего: как только генерация появилась, у этой сущности появляется перспектива. Если генерация не произошла, то перспективы-то, в сущности, нет, поскольку проблематизация не даёт энергии, она является лишь отправной точкой, толчком, импульсом к действию, и сама по себе принадлежит прошлому.

4. Актуализация. И вот когда образ будущего выпестован, в нём начинается процесс целеполагания. Теперь в этом бесконечном небосводе надо расставить звёзды, маршрутом которых предстоит следовать. Понятно, что лететь в этом пространстве можно бесконечно, звёзды будут пролетать мимо, как достигнутые цели. И здесь крайне необходимо разметить путь: а он должен размечаться целями, по сути – вехами. Цели на этом пути — всего лишь вехи. Надо усвоить, что генерация и актуализация – это цикл постоянно самовоспроизводимый: генерация-актуализация, генерация-актуализация, генерация-актуа… Как только мы достигли цели, то мы долетели до чего-то, залипли и чего-то лишились, а лишились мы движения и перспективы. А если происходит генерация без актуализации, то это ещё более созерцательный процесс. Здесь очень важна разметка небосвода звёздами или дороги вехами — цель очень важно воспринимать как некое промежуточное состояние: эти циклы «генерация-актуализация» необходимо всё время перезакладывать, создавая циклы; таким образом, эти толчки в будущее формируют устремлённость коллективного сознания.

5. Визуализация. Поскольку мы все живём в материальном мире, мы наблюдаем объекты в природе и в смысловом пространстве, и нам для воссоединения формы и содержания необходима эстетика; то есть, если коллективная сущность дозрела до этого этапа, то должны обозначиться визуальные признаки, производимого группой содержания. Тем более, наше восприятие когнитивное – самое быстрое и самое прямое в мозг: красный флаг, триколор, красная звезда, Красная площадь, храм – видение, которое мы тут же идентифицируем. Здесь не требуется какого-либо сложного процесса, чтобы идентифицировать: визуализация – самый быстрый такой процесс и активно используется. Если это сильная и яркая коллективная сущность, то она, естественно, приобретает свою эстетику и активно её задействует, начиная от фирменного стиля и заканчивая оформлением: презентаций, корреспонденции и т.п. Без эстетики трудно распространиться, а также трудно формировать надёжных последователей. Поскольку люди сегодня находятся под мощным воздействием потоков субкультур, удерживать их внимание на данной социальной группе — весьма трудная задача: мы же в наши дни являемся свидетелями большого количества наклеек — на автомобилях: аквалангистов, мотоциклистов, хоккеистов, парашютистов — и каждый хочет заполучить в свой лагерь нового участника. Поэтому и каждому представителю группы нужны свои знаки, собирающие и удерживающие внимание, поскольку всякая этика выражается в эстетике, поскольку она её символизирует. Это может быть и галстук, и значок, и браслет, и элемент одежды — взгляд удерживает, другие видят сами себя в отражениях; я вижу: участник группы ещё раз подтверждается, переподтверждается в этом статусе. Поэтому визуализация — очень важный и удерживающий в этом психофизическом самочувствии инструмент, транслирующий всем эстетику данной коллективной сущности. В итоге человек чаще всего приходит через визуализацию, а потом уже постигает глубины этики и смыслов самого движения через невербальные коммуникации.

6. Мотивация. Всякая персонализация строится на мотиве: персонализация и мотивация – это тоже цикл: персонализация-мотивация, персонализация-мотивация… и т.д. Мотив человека – это никем и ничем не обусловленный внутренний порыв. Здесь важно не перепутать мотивацию со стимулированием, когда этап побуждения происходит насильно или под мнимые цели: «Если будешь приходить сюда, я буду платить тебе по десять тысяч…». И получается, что человек начинает ходить за десятью тысячами, а не для того, чтобы что-то реализовать и/или чего-то достигнуть. Это нисколько не исключает ресурсной поддержки, но только как поддержки жизнедеятельности для мотива, запускающего особое внутреннее звучание всех участников, которое должно быть симфонично: понятно, что в монастыре есть нужно, но и без постов там никуда… Для того, чтобы участвовать в литургии, потом помолиться, выполнить определённые послушания – для всего этого надо поддерживать себя. И здесь вопрос, что для чего: человек для еды или еда для человека? Это очень чувствительная тема, здесь необходимо избегать условностей. Как только включается подобная условность, она забивает мотив, она оскорбляет участников и обесточивает их… Тема тонкая и требует деликатного подхода, поскольку группы и сообщества могут ценности принимать, создавать, усложнять, отвергать и т.п. А истинный мотив зиждется на принятых ценностях: то есть – так и никак иначе!

7. Персонализация. Если человек становится приверженцем позиции данной коллективной сущности, то в любой субкультуре должны быть объявленные действия, как определённые обязательства, которые человек, опубличивая их в сообществе, берёт на себя: «Моя роль такая, мой функционал такой, моя деятельность здесь такая, я буду заниматься этим, этим и этим…». По сути роли в группе распределяются за счет принятия на себя обязательств, объявленных действий, которые в группе декларируются и принимаются к сведению всеми участниками. Таким образом рождаются члены этого единого организма, которые несут всю ответственность на себе, и она становится коллективной. Персонализация в таких идеологически наполненных сообществах — это в том числе движение души обратно через генерацию, к солидаризации, к началу, где человек считает себя участником зарождения субкультуры. Эти личные объявленные действия в группе порождают у каждого участника и своё предназначение, и желаемое заявленное будущее, и через ответственность порождают личную устремлённость.

8. Социализация. Если все предыдущие этапы пройдены, то получается, что данная структура морфологизирована: она обретает логически завершённый принцип, она всё имеет в себе, богатую внутреннюю жизнь и тогда она может выходить на заявление себя во внешний, окружающий её мир – на социализацию. Это уже коллективное объявленное действие обществу: «Мы пионеры, это такое новое движение, которое вот так поступает, мы имеем такие-то цели, у нас такие-то участники, каждый из нас делает это, это и это. Выглядим мы так, а признаки у нас такие-то, готовы мы на то-то и то-то… Кому нужно наша помощь и наше участие?», – все говорят: «Прекрасное и своевременное движение, давайте, встраивайтесь в наши программы, подключайтесь к грантовой поддержке, мы приглашаем вас принять участие в таких-то и таких-то федеральных мероприятиях» … То есть, выстраивается коммуникация с социумом и социум принимает новоиспечённую коллективную сущность для взаимного обмена эффектами. Если эти коммуникации с внешней средой не выстроить, то получается, что образовалась некая капсулированная структура, которая сама по себе живёт и ни для кого непонятно что это такое… А всё непонятное, как известно, вызывает агрессию: «А что это они собираются?», «А что они там делают?», «А что у них там на символике?», «Да они вообще, похоже, сектанты»… То есть в социуме появился некий пузырь, который вбирает в себя людей, который производит все предыдущие пункты без данного, без социализации. Общество с опаской реагирует на непонятный сгусток социальной энергии, которая капсулируется, но ничего из себя не выдаёт и представляет из себя весьма странное образование. Поэтому, социализация – очень важный момент, поскольку через социализацию коллективная сущность соединяется с общекультурной ценностной тканью, получает оценку социума, отклик его и вместе с ними обретает право на жизнь. Все сообщества, которые не прошли социализацию в окружающей их коллективной общественной ткани, право на жизнь здесь не имеют. Никакое сообщество капсулировать человеческую активность не имеет право, поскольку оно стягивает ресурс природный, человеческий, общественный, образует социальные лакуны, изъязвляет социальное поле и с этим государство как регулирующий орган ценностной целостности общества должно разбираться. Социум нации не может терпеть такие построения, а наше государство долго время позволяло и позволяет сейчас это делать, оно по сути дела довольно долго бездействовало, часто не защищая традиционную социальную ткань своей нации. Назрела претензия: откуда возникают такие лакуны, почему кто-то формирует другую активность, почему их накачивают деструктивной генерацией, почему в них формируется совершенно непотребная для нас актуализация? По сути — это спящие очаги возможной антиценностной гангрены: это перестройка социальной ткани в совершенно иную культурную кодировку – это говорит о необходимости срочных мер усиления государственной идеологической функции.

9. Реализация. Как только этап социализации коллективом пройден, то процессы социального коллективного явления выходят за его пределы: чтобы такая сущность существовала и развивалась, она должна взаимодействовать со всеми заинтересантами через эффекты. Их добиваться, получать право на жизнь, иметь право получать социальный ресурс в виде внимания людей, в виде иных ресурсов, в виде возможности делегировать своих членов сообщества во всевозможные институты под коллективную ответственность и социальное окружение это приветствует, правильно воспринимает, подтверждает достигнутые эффекты и это живёт какой-то цикл времени, устремляясь ко всеобщему и совместно желаемому благу.

10. Мультипликация. Если сформировавшаяся коллективная сущность породила целостную субкультуру, то дальше обязательно, кстати, сама по себе, начинается мультипликация, как заразительное явление и она устойчиво действует в эффекте повторения: был танцевальный кружок «Ромашка», а теперь это сеть танцевальных кружков «Ромашки»; если это какой-то клуб классических единоборств, то он возникает там, там и там в разных городах, регионах, даже в других странах, прорастая своими отделениями с переносом туда всего процессинга, культуры и ценностей. То есть, сам процесс мультипликации говорит нам о том, что это коллективное явление принимается обществом, и сама идея, и сам полный цикл реализован и он полноценен для общества – общество его признало, присвоило и понимает зачем это ему.

11. Идеализация. Динамичное эффектное развитие и деятельность порождает образцы, которые в предельном понимании называются героями. Герои, которые смогли лучше, тщательней, качественней других, преодолели всё, с дефицитом ресурсов, но всего добились. Герои – это предельное поведение, которое должно сработать как идеал, который предназначен устремить остальных, то есть подтянуть до своего уровня: «Такой-то воин поступил так…», «Такой-то учёный сделал такое-то открытие…», «Такой-то подвижник совершил такой-то поступок…». По сути, идеализация запускает ценностный процесс, поскольку, когда у человека возникает идеал в этой субкультуре, то по мере достижения идеала, принимает эту ценность и сам неожиданно для себя становится идеалом. Таким образом формируется бесконечный цикличный этический процесс устремлённости: очень часто человек, который становится идеалом, если он развивается правильно и впереди у него есть идеал, на который он равняется, он не ощущает себя идеалом и даже часто совершенно искренне говорит: «Я ничего особенного не делаю», — а люди про него говорят, что он — недосягаемая величина в своём деле, в поступках, поскольку те ценности, которые людям кажутся пока недосягаемыми, он считает нормой, он их принял и сделал своими. Так и происходит у людей: движение за идеалом — принимаем — поступаем также — вот уже и ценности кристаллизуются, а мы развиваемся дальше, устремляемся за следующим идеалом, а за нами идут последователи.

12. Сакрализация. Если правильно выстроена система идеалов, то неизбежно формируется коллективная сакрализация: невозможно для этих людей никому поругать или осквернять эти идеалы и те, кто устремлены к этим идеалам, будут их защищать. Все разрушенные памятники должны быть восстановлены, все символы должны занять долженствующее место своё, все осквернители должны быть наказаны, поскольку они не из этой культуры и должны быть исторгнуты из общества. Как только поругание идеалов допускается, то всё — у этой коллективной сущности больше нет перспективы, пока не народится достойная в своей устремлённости новая сущность. Поэтому и возникает такое духовное воинство, которое не из ненависти к кому бы то ни было начинает действовать, а из ценностной защиты, из приверженности и любви к своим идеалам: всё, что не признаёт сакральным, что для нас свято — должно быть уничтожено по определению. Иначе возникает реинтеграция всей народившейся культуры, повальное сваливание в поругание; тогда разрушается вся эта тонкая, всё пронизывающая, ценностно-ориентированная социальная ткань.

Как тело состоит из клеток, так и общество состоит из групп и сообществ, которые растут и развиваются только в смысловой динамике жизни. И вся эта социальная динамика должна быть во всех видах, во всех микроконструкциях реализована капиллярно и пронизывать всё тело нации. Всякая семья, всякий род и всякий народ должны поддерживать себя в виде идеалов, норм, традиций, правил, принципов, ритуалов и обрядов. Но собрание народов преобразуется в нацию, когда у неё появляется мегазадача, когда она скована и когда общее дело объединяет всех в многонародную нацию. Для этого требуется государственность, как обеспечение целевой устремлённости, обеспечение формирования образа будущего и предназначения каждой коллективной сущности в общем контуре национальной цивилизационной сверхзадачи. Государство просто обязано разбираться в этих тонких идеологических моментах и полностью их обеспечивать или по крайней мере создавать условия, не допуская деструктивных процессов. Иначе государственность будет деформирована и уничтожена инородными сущностями, у которых задача только одна – воспроизводство своих ценностей, нам по сути своей чуждых.

Жизнь как поток

Переход группы, сообщества, переходящего из дихотомии процесса в поток, требует особого рассмотрения. Чтобы понять механику этого перехода, надо вникнуть в три простых понятия, которые согласованы в своей триммерии: предназначение, предвосхищение и устремлённость (Рисунок № 3).

Рисунок № 3.

Эти три согласованных условия являются жизненным импульсом группы. Если мы утверждаем, что базовой ячейкой живого социума является коллективная сущность, содержащая в себе все социальные реквизиты, то предназначение, предвосхищение и устремлённость есть пульсация группы. Предназначение — это то, что в методической литературе принято называть на иностранный манер «mission», предвосхищение — vision, а устремленность — plan, как сетевой план или дорожная карта.

Применим для простоты восприятия геометрическую символику. Если предназначение изобразить в виде соты, образ будущего – в виде круга, а устремленность в виде треугольника, то мы обнаружим способность этих фигур сочленяться. Предназначение является запускающим, поскольку сообщество ищет себя и заявляет о себе. В предназначение вписывается образ будущего, он же предвосхищение — мы изображаем его в качестве окружности. А в образ будущего вписывается деятельность. Все эти компоненты в правильной норме должны быть гармонизированы между собой. Это, — как прицел, в котором эти все фигуры должны занять равнозначное место (Рисунок № 4).

Рисунок № 4.

И здесь важно соблюсти пропорции: если предназначение большое, а образ будущего маленький, то значит вся группа не дотягивает. Или образ будущего большой, а предназначение не выстроено, и группа вылетела в какую-то чужую тему… Или, если брать в отношении человека, — например, мама тебе выбрала профессию. А по сути, она нахлобучила на тебя свою тему жизни, тебя уже вписали в деятельность, которая тебя не вдохновляет, а образа будущего у тебя нет, и ты вынужден его заимствовать. Одним словом, нестыковка этих трёх состояний —дестабилизирует группу или личность. Для того, чтобы генерация была органичной и мощной, необходимо гармонизировать эти три компоненты — предназначение, предвосхищение, устремлённость.

Вышеописанные двенадцать тактов зарождения энергии сообществ позволяют понять природу данного социального процесса. А последовательное их применение даёт этой триммерии потока продемонстрировать невероятную созидательную силу смыслов и осознанной коллективной жизни по основополагающему принципу: Дух творит себе формы.

Алексей Вайц