ЧЕЛОВЕК СЛУЖЕБНЫЙ ИЛИ ЧЕЛОВЕК СЛУЖЕНИЯ?



В Министерстве обороны Российской Федерации в конце августа 2020 года, в рамках Международного военно-технологического форума, состоялся круглый стол под названием «Психологическая оборона. Борьба за историю – борьба за будущее». Глава Курчатовского института, Михаил Валентинович Ковальчук поднял острую тему об устремлённости коллективного Запада к созданию «служебного человека». Вместе с тем, двумя месяцами ранее была опубликована статья Секретаря Совета Безопасности Николая Платоновича Патрушева, в которой он обозначил, что: "Интерес к вопросу о том, какие ценности нужны, возникает, как правило, когда перед обществом и государством встает вопрос о выборе путей дальнейшего развития"... Сопоставляя эти два посыла, можно сделать вывод, что в высших эшелонах системы государственного управления России осознанно относятся к определению нашего суверенного цивилизационного пути и к стратегии ценностного развития страны.

Социотехнологам давно известно, что устойчивость общества, несмотря на то что оно всегда подвижно и динамично, во многом зависит от ценностносвязанной распределённой элитарной среды. Эта сложившаяся на текущий момент среда ежедневно и ежечасно производит своими оценками людей и событий определённые ценностнооднородные эффекты, влияющие на коллективное сознание общества, и особенно – на входящее во взрослую жизнь молодое поколение. Если элитарная среда живёт национальными интересами – это один тип эффектов, а если она живёт культурно-мировоззренческими имплантами чуждой культуры, то это другие эффекты. В первом случае нация собирается вокруг своих исторически-глубинных ценностей. Во втором – происходит искусственное замещение этих ценностей чужеродными. Происходит это не мгновенно, инерционно, и всегда неотвратимо. Сперва в ценностном поле освобождается место через отрицание суверенного, а потом в пустое пространство врывается поток, устоять против которого по одиночке практически невозможно.

"Нет рабства позорнее добровольного". (Сенека)

За тридцать последних лет Новейшей истории, под сурдинку общечеловеческих ценностей, нам внедрялись ценности западной цивилизации, которая, по сути своей, является мессианской. Они не скрывали, что намерены изменить нас «под себя». Изменения с нами происходили на уровнях культурном, идеологическом, мировоззренческом, духовно-нравственном, мифологическом и даже на уровне высших смыслов, то бишь – устремлений. Без этой устремлённости невозможно определить дальнейший путь развития, о котором говорит Н.П. Патрушев. Известно, что от устремленности общества зависит его собранность, готовность к действию, как говорил советский социолог Александр Ахиезер – его конструктивная напряженность. Но всякий путь развития подразумевает того, кто его будет осваивать. И здесь встаёт вопрос о человеке, способном этот путь осилить. Для этого нам необходимо разобраться, увидеть и осознать, какие духовно-нравственные нормы, культурно мировоззренческие факторы и социально-экономические модели нам были внедрены за это время и, сопоставив их по всем слоям с нашей культурно-исторической и духовно-нравственной традицией, определиться с дальнейшим способом существования.

Позволю себе несколько оценочных суждений: как уже говорилось выше, мессианское сознание коллективного Запада выросло из их культурно-исторической и духовно-нравственной традиции, которая направлена на «исправления» внешнего мира. Сознание российской культуры собирается вокруг культуры русской, а та концентрировалась вокруг веротерпимого стержня православия. Об этом говорит лидер нации, Владимир Владимирович Путин: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью». Поэтому наша культура формировалась в отрыве от западной и всегда была обращена к себе. По меткому определению известного культуролога Паолы Дмитриевны Волковой, Россия – это культура гротовая, внутренняя, сокровенная, а Запад – это культура базилическая, внешняя, фасадная. Именно наша обращённость к себе придаёт нам такую устойчивость во времена экономической, политической и социальной турбулентностей. Именно поэтому нам необходим национальный лидер, а не краткосрочный номинал. И сакральность власти как таковой для нас очень важна.

По своей сущности наше сознание миротворческое, устремлённое к внутреннему миру, о котором так точно сказал русский подвижник Серафим Саровский: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Обращенность к себе рождает в нас удивительную способность собирать и вбирать в себя всё, что является полезным для жизни и созидания. Это свойство нашего характера формирует в нас жертвенность, которая собрала и сохранила множество народов. В свою очередь, эта же черта наделяет все народы, исторически связавшие свою судьбу с Россией, феноменом совести, понятным для всех людей, говорящих на русском языке. Это делает нас открытыми миру, где мы предстаём как система с открытым кодом, способная в себя вбирать и делать своим, родным, всё, что полезно для нашего развития. Мучительный поиск смысла объединяет нас именно как многонародную нацию, и жизнь наша строится на идеальном намерении и разумной достаточности. Лев Толстой писал: "Русский по духу человек – это не тот, кто имеет определенный цвет кожи, этнические корни или цвет волос. Русский человек – это тот, кто не будет спать спокойно, если знает, что где-то есть несправедливость. Русский это тот, кто будет искать правду-истину до конца, в каждой конкретной ситуации. Русский – это тот, кто по Совести оценивает все происходящее и имеет свое мнение по всем затрагивающим его вопросам".

«Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью». В.В. Путин сентябрь 2013 г. Валдайский форум.

Западная культура, в корне своём имеющая устремлённость к исправлению мира, насыщена ощущением собственной исключительности. Это порождает такие черты: нигилизм как результат критического сознания дехристианизированного западного человека; культ выгоды как результат пресловутой эффективности, которая в результате всегда вытесняет этику и эстетику; самовыражение как потеря смыслового начала; индивидуализм как следствие атомизации человеческой личности; страсть доминирования как следствие постоянной агрессии, конкуренции и обогащения как образца, понятного для обывателя, медитирующего на иконы списка Форбса.

Именно отсюда и вырастает идея о служебном человеке. Ведь материальное обогащение, ставшее сверхидеей современного западного общества, стимулирует его в добровольное рабство, лишая его созидательного мотива уподобления Творцу. И сегодня, когда в эпоху расчеловечивания мы умудрились сохранить Человека, нам и следовало бы построить стратегию национального развития, которая бы заключалась как раз в сохранении и приумножении этого бесценного капитала – Человека, способного завтра осуществить всевозможные прорывы и стать преимуществом в экономике изобретений, открытий и эффектов… Концепции человека служебного мы сможем противопоставить нашего суверенного человека служения. А для этого нам предстоит начать трудную и непростую дорогу к самим себе, к заветам наших предков.

Цивилизационное противостояние, которое нынче вошло в острую фазу, раскрывает нам сущность нынешнего конфликта: это конфликт картин мира, в котором, человек служебный противостоит человеку служения. При этом вместо явной пятой колонны обозначилась шестая, неявная, базирующаяся на проработанных корпоративных концептах и столкновение это как раз всё и проявило. В этом контексте нам надо понимать как с этим справляться. Дело в том, что Запад сильно постарался в создании служебного человека. За последние тридцать лет он сделал, пожалуй, самую серьёзную диверсию – мы все вдруг стали «про деньги»: профессия – «про деньги», а не по призванию, положение в обществе – «про деньги», а не по достоинству, производство – «про деньги», а не по пользе для общества и от любви к делу, даже семья – «про деньги», а не про любовь и продолжение рода многопоколенческой семьёй… Не выгодно! Огромное количество всех разговоров занимают только деньги. Мы обрекаем свои семьи в обязательства перед банками, мы даже условия рождения детей и выполнения социальных обязательств обуславливаем финансами. То есть мы не обуславливаем наши действия улучшением условий для развития, а обуславливаем это финансовыми продуктами: ипотекой, кредитом, маткапиталом. А это гарантированные 20-30 лет обязательств перед банками. Уже нынешние власти канут в лету, а люди, которые подписались с банками, которые, по сути, выделяют им ресурсы их же страны, будут им выплачивать деньги с процентами… То есть банки превращают текущий ресурс страны в длительные обязательства всех обратившихся к ним! В результате, из нации, устремлённой в грядущее, мы вдруг стали населением, следящими за экономическими показателями. А что это значит? А это значит, что мы уже куплены. Нас ещё не упаковали, но нам заложили скрипт, который неизбежно приведет нас на прилавок, на котором нас оприходуют… если так пойдет всё дальше!

Теперь становится понятна природа этого столкновения: для одного образ будущего – это благополучная Европа, вилла с бассейном, гараж автомобилей, положение в обществе, для другого – радость послужить друг другу, Отечеству, Богу, то есть тот самый Высший смысл, который цементирует многонародную нацию, развивает её как «цветущую сложность», даёт ей устойчивость в динамике развития в предвосхищении образа будущего. Именно этот социальный квант – «человек служения», в проекции своей даёт принципиальные иные установки для вектора дальнейшего развития общества и государства, поскольку такой человек исправляет себя вместо исправления мира; он служит делу вместо карьерного роста; он руководствуется совестью, а не нормативными актами и социальными установками; он собирает всё полезное для себя и окружения вместо постоянного поиска выгоды во всём; он исповедует высокие идеалы и отвергается всего низменного; он собирает вокруг себя людей в коллективные сущности и сам присутствует в других; он способствует формированию качественной обратной связи, обретению субъектности общества и удержанию суверенитета государством вместо соподчиненности трендам и интересам узких групп лиц; он созидает, открывает, творит и чурается всякого доминирования, при этом существует в разумной достаточности и не преследует никакого стяжательства.

На принципе служения была собрана наша многонародная нация сегодня нам всем время собираться, но уже в планетарном масштабе.

Есть такая притча. К мудрецу пришли люди и попросили его рассказать им, что такое ад. Он им ответил: «Представьте огромное пространство, в середине которого стоит стол, накрытый всевозможными яствами. Вокруг этого стола стоят люди с длинными ложками, пытаются взять еду со стола, донести себе в рот, но поскольку ложки длинные, а народу много, то неудобство это провоцирует драку за еду, которая падает под ноги и гниёт. Поскольку это вечность, испарения эти и мучения голодных людей при столах, ломящихся от еды, описать невозможно. Это и есть ад.». Тогда его попросили рассказать им, что такое рай. Он ответил: «Представьте большое пространство, в центре которого стоит стол, на котором огромное количество разнообразных яств. Вокруг этого стола стоят люди и у каждого из них ложка с длинной ручкой, которой они кормят друг дружку… Это и есть рай.».

Если человек избирает себе путь служения, он всегда будет счастлив, поскольку всегда будет наделён заботой и вниманием, ибо хлеб, пущенный по волнам, возвращается. На принципе служения была собрана наша многонародная нация сегодня нам всем время собираться, но уже в планетарном масштабе!

Алексей Вайц