ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, ПОДВИГ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ НАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ ГОСУДАРСТВА



Тезисы к докладу на закрытой Конференции «Армия и общество. Стратегия ментальной безопасности» в рамках форума-выставки «Армия-2023». Тезисы были опубликованы в сборнике, выпущенном к Конференции.

 

Когда речь заходит о "здании государственности", невольно возникает вопрос на чём это здание стоит. Ответить на него с одной стороны весьма сложно, а с другой – просто. Здание государственности зиждется на конструктивной напряжённости социального поля. Это определение двухсоставное: термин «конструктивное напряженность» был введён в оборот известным советским социологом А.С. Ахиезером. Он определяет вектор деятельности субъекта, направленный против дезорганизации, энтропийных процессов, на преодоление социокультурных противоречий, против превращения любого воспроизводства в деструктивное. Второй термин «социальное поле» был введён немецким психологом Куртом Левиным. Он определяет среду, которая формируется волей человека, а совокупность личности со средой получила у Курта Левина название поля, в котором и находится человек.

Единицей социума является социальная группа, а не человек. Но любая группа может называться полно-ценной и полно-цельной, если она, как коллективная сущность, в себе кристаллизовала ценности. Ценности как раз и задают сообществу динамику, поскольку она рождается из устремлённости в желаемое будущее. А этот образ будущего, в свою очередь, рождает понимание своего предназначения в будущем и как следствие в настоящем. И это триединое начало «образ будущего-предназначение-устремлённость» делает устойчивой как социальную группу, так и группу групп, коим и является общество. То есть, ценности, прошивают всё тело общества/сообщества и армируют его, сохраняя их динамические свойства. Как это происходит? Есть внешний мир человека, преизобилующий идеалами – желаемыми образцами поведения. Как правило, жизнь человека проходит три этапа становления: на первом – он самоутверждается, на втором – самореализуется, а на третьем он обретает как раз себя внутреннего, через самоотверженность. Это то, что касается мира внешнего. Ценностное пространство мира внутреннего имеет также свою структурность. Есть ценности соответствия, которые отвечают состоянию самоутверждения: например, дипломы, звания, статусы и т.п. Есть ценности обыденные, отвечающие состоянию самореализации: специальность, карьера, друзья. А есть высшие ценности, отвечающие состоянию самоотверженности – это семья, вера, отечество. Всё это от воли и выбора каждого человека как раз и формирует социальное поле конструктивной напряженности, которое подобно голограмме, послойно укладывается в ментальную сферу, где подобно алмазной сияющей пыли, кристаллизованные ценности каждого образуют духовную атмосферу социальной общности в целом. Это имеет свою структурность, стройность и через то – иерархию (рис. 1).

Рис.1

Само общество методологически представляет из себя социодинамический граф, пребывающий в дихотомии. Это подобно живому организму, который дышит, где вдох – это генерационные процессы, а выдох – процесс реализации задуманного. Общество подобно кольчуге и состоит из живых микросистем – сообществ, которые вплетены через людей, ценности и обстоятельства одно в другое. Как раз конструктивная напряженность общества способна выдавливать из себя чужеродное и тлетворное, но, если в ткани общества образуются лакуны и существенные разрывы они неизбежно заполняются другими не вплетёнными ценностными конструкциями (инокультурами), которые зачастую деструктивны по отношению к культуре материнской. Для того, чтобы напряжение общества было конструктивным и цельным, необходима согласованность всех участников и координация по целям и ценностям. Для этого, цели сообществ должны быть погружены в контур смыслов: цели – это «что?», то есть про настоящее, а смысл – это «зачем?» - это уже про будущее. И здесь встаёт важный вопрос: «Как выстраивается взаимодействие между генерацией общества и реализацией задуманного?».

Рис.2

Как правило, люди собираются вокруг какой-то идеи, или так: когда собираются люди, значит возникает какая-то идея. Обязательно в группе есть человек, который собрал всех людей. Как правило этот же человек и запускает определённую тему, которая солидаризирует сообщество и актуализирует смыслы и цели. Это опять про социальное поле. Из этого рождается понимание реализации, которое происходит обязательно через объявленные действия… Вообще, объявленные действия – это своего рода социальная присяга сообществу и обществу, которую человек проносит через всю свою жизнь. Взятые на себя обязательства участниками сообщества формируют задачную иерархию, в которой у каждого участника есть свой осознаваемый им процесс. Человек, собравший группу является её наставником и есть её ресурс в момент генерации группой смыслов и целей, в момент реализации же, группа становится ресурсом лидера, который может также пребывать в ролевой дихотомии «лидер – наставник». Переход из одной роли в другую говорит о социальном здоровье лидера, когда он может во мгновение ока встать во главе иерархии для реализации задуманного и тут же перестроиться в одноранговую группу для поиска общих смыслов. Ярким примером такого ролевого перехода от наставника к лидеру является А.В. Суворов, который молится со своими чудо-богатырями, варит с ними кашу, и тут же ведёт их в бой, оставаясь держателем замысла и действий. Для того, чтобы определить, в каком режиме находится сообщество, надо ответить на вопрос: «Кто чей ресурс?». Если сообщество опирается на того, кто собрал его и кто является держателем смыслов и целей – он в данном случае является их ресурсом, то это режим генерации. Если же сообщество является ресурсом лидера – то это режим реализации. Ошибочно противопоставлять иерархию исполнения смысловому сообществу. Для управления большими коллективами – макрогруппами человечество не придумало ничего, кроме иерархий. Но здесь очень важно понимать, что одноранговая группа (смысловое сообщество), производящая генерацию, является первостепенной по отношению к иерархии, поскольку именно в ней формируются смыслы и цели, иерархия только их реализует. Следовательно, одноранговая группа всегда динамична и должна раздражать иерархию, осолять её, чтобы та менялась. Если этого не происходит, то возникает логический разрыв, который ведёт не сбалансированную социальную конструкцию к неминуемому коллапсу, какой бы прочной при этом она внешнему наблюдателю бы не казалась (Рис 2)

Поскольку общество состоит из сообществ, необходимо понять механизм образования сообщества как полноценной коллективной сущности. Любая группа собирается вокруг проблемы, которая её беспокоит и затем дрейфует к образу будущего, который вырабатывает в себе. На этом этапе формируется динамика, в которой группа обретает своё предназначение (миссию). Как только группа сформировала свою миссионность, она неизбежно приходит к необходимости формирования правил, а затем из этих правил уже принципов. На этом этапе рождается организованность. Принципы задают и определяют этику и именно в ней кристаллизуются ценности. Этот этап – этап формирования культуры группы, как совокупности норм, правил, принципов, ритуалов, артефактов и т.п. Группа, которая обрела свои ценности становится устойчивой и, как правило, такую группу очень сложно разрушить. Она всё время восстанавливается из памяти общественного сознания.

Рис.3

Исходя из вышеприведённого нам необходимо переосмыслить роль сообществ в жизни страны, поскольку именно группа является основой социума. Человек же мультиучастник по судьбе многих групп. Если человек в системе государственного управления будет представлен группой, то группа будет за него нести ответственность сообразно его объявленным действиям. А решения, производимые таким человеком, в первую очередь будут продиктованы не регламентами и должностными инструкциями, а ценностными константами своих групп, в которых он запитан. Эти товарищества, братства, содружества как кольца кольчуги должны взаимопроникать друг в друга и в своей конструктивной напряженности образовывать плотность ткани социального поля нации, на котором зиждется здание государственности. Тогда многозадачная иерархия государства будет погружена в материнскую ценностную питательную среду Отечества, что придаст ей сверхдинамику и сверхустойчивость. В такой среде каждый участник каждый день опираясь на идеалы совершает свой подвиг присваивая из этих идеалов ценности таким образом становясь идеалом (ценностным образцом) для остальных.

Сегодня на Украине на практике происходит цивилизационное противостояние двух картин мира одного народа: в центре одной картины мира – человек служебный, а в центре другой картины мира – человек служения. Человек служебный объект, жизнь его обусловлена сиюминутными интересами внешнего мира, а человек служения субъектен и устремлён к внутреннему себе, а через это в Вечность. Именно ценности, которыми «прошит» Русский мир вызывают дикое желание англосаксов нас уничтожить. И сегодня, во времена небывалого внешнего давления на нас, словно алмаз из графита в кимберлитовой трубке, рождается наша цивилизационность. Именно сейчас, из многонационального народа мы перерождаемся в многонародную нацию, поскольку сегодня снимаются покровы и обнажаются политические цели и в горниле испытаний пестуется элита, которая завтра эти цели будет удерживать и утверждать, следуя высшему смыслу, задающему нам нашу цивилизационность. Ещё в 2013 году, на Валдайском форуме, Владимир Путин сказал: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России». Именно сегодня, и мы это чувствуем, происходит сборка нации. Это происходит через формирование идеалов, через принятие этих идеалов посредством личного подвига каждого, этот часто невидимый подвиг и кристаллизует личные ценности – то от чего невозможно отказаться или забыть.

 

Западный мир построен на принципах исключительности. Русский мир зиждется на принципах жертвенного служения. Нашей огромности боятся. Но именно энергия служения наполняет и держит нашу страну. В России есть два канонических института служения – армия и церковь. Сегодня очень важно от каких идеалов, преподаваемых в школах и демонстрируемых вокруг, будет запитано подрастающее поколение, так оно и будет воспитано и взращено в будущем. И нам, пожалуй, сегодня самое время признать, что центром Русского мира есть и всегда будет Христос, который о себе сказал: «Я пришёл не для того, чтобы Мне послужили, но, чтобы Самому послужить» и эта сила служения чудесным образом и формирует нашу многонародную нацию и скрепленную нашими ценностями российскую государственность.

Алексей Вайц