СОТРУДНИЧЕСТВО ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ВОПРОСАХ ЗАЩИТЫ И СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ: ПРИНЦИПЫ, ПРИОРИТЕТЫ, ЗАДАЧИ

27 июля 2022

Давно замечен парадокс: тема традиционных ценностей в мировой философии практически никогда не поднималась. Дискурс мирового сообщества в эту сторону, как ни странно, не развивался. Но сегодня, и это очевидно, мы упёрлись в необходимость изучения и защиты традиционных ценностей. Ведь то, что происходит сейчас на Украине, есть ни что иное как сшибка картин мира, а если быть точнее – ценностных платформ. Идея пошла войной на идею, образ жизни – на образ жизни. И здесь надо нам просто необходимо попытаться сформировать представление о ценностях.

Сами по себе они не появляются. Мы получаем их как проекцию культурных кодов. Например, взять семью: если молодые люди воспитаны в духе исключительности и имеют в себе эту компоненту, результатом такого брака будет сделка, то есть, брачный контракт. А если люди воспитаны в традиции жертвенного служения, они будут строить свой союз на принципах подвига самопожертвования, как, собственно, и переводится с русского на русский слово «брак» – «брашно», что означает «пир», – пир торжества принесение себя в жертву друг другу и срастворение друг в друге.

То есть, ценность – это продолжение культурного кода. А он, как перфокарта – или он есть или его нет. Бьют слабого – надо защитить, унижают женщину – надо за неё постоять, посягают на жизненное пространство – надо дать отпор и т.д. Ценность – это код, порождающий определённые действия. Если действий нет, но есть рассуждение о ценностях, то это уже философия, то есть, мудрствование вокруг предмета, и этот процесс никак не формирует культуру и способ существования социальных сущностей, из которых, собственно, состоит любое общество.

Отсюда следует, что противостоять попранию ценностей в информационном пространстве есть самая затратная и наиглупейшая ошибка! Если говорить о социальном пространстве, то его надо рассмотреть объемно, многоуровнево и понять, где эти самые коды зарождаются. Ну, первое измерение – это территория, размеченная смыслами, так называемое «тактильно-визуальное пространство»: есть предмет, за ним – другой предмет, за ним – объект, а за тем объектом – другой. Они зачем-то выстраиваются определённым образом, их кто-то так поставил и в этой расстановке их смысл. Есть пространство мышления, где чётко задана система координат, выработаны понятия и ценностные ориентиры. Следующее пространство, выше уровнем – это пространство искусства, то есть искуса, где тренированные и высоко-обученные люди упражняются в вычленении образа из всевозможного безобразия, по словам Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»! Есть ещё более высокое пространство – это пространство духовных начал. Это область идей Платона, логосов Аристотеля, монад Лейбница, «вещей в себе» Канта. Эти пространства всегда взаимодействовали между собой по принципу проекции: нижележащее было результатом проекции вышестоящего, что выражалось в принципе «дух творит себе формы». Но вот, с началом двадцатого века, в эти сферы стремительно и агрессивно стало втискиваться пространство информационное. К сегодняшнему времени оно захватило и подчинило себе буквально всё.

И вот здесь и сейчас мы обсуждаем, как нам противостоять информационному пространству в информационном же пространстве, используя те инструменты, которое оно само нам предлагает... Но послушаем, что об это говорил Маршалл Маклюэн ещё в середине 50-х годов: «В некоторых странах есть привычка и понимание устной пропаганды и убеждения, тогда как в индустриальных обществах они давно уже выветрились. Русским достаточно адаптировать свои традиции восточной иконы и построения образа к новым электрическим средствам коммуникации, чтобы быть агрессивно эффективными в современном мире информации. Идея Образа, которую с огромным трудом пришлось осваивать Мэдисон-авеню, была единственной идеей, которой располагала русская пропаганда. Русские… просто делали то, чему их учили религиозные и культурные традиции, а именно – строили образы» («Понимание Медиа: внешние расширения человека» – англ. Understanding Media: The Extensions of Man).

То есть, когда мы выказываем своё намерение выстраивать противодействие в информационном пространстве, мы ввязываемся не в свою игру, не на своей территории, по правилам, которые заведомо будут работать против нас. Дело в том, что информационное пространство – это пространство «сенсационно-рейтинговое» и кто в нём будет более шуметь, тот и окажется на поверхности, на гребне хайпа. Всё информационное пространство – это реактивная среда: вся «реальность» этого пространства существует только до тех пор, пока оно не сталкивается с настоящим, с цельным, с деятельностным, а точнее сказать – с образом. То есть, то, что мы прекрасно можем производить и то, что нам жизненно необходимо, мы от этого опрометчиво отказываемся и несёмся туда, куда нам не только не надо, но и где нас ожидает множество ловушек в виде постановок и вящего «общественного мнения», которое, по большому счёту, никого никогда не интересовало и не интересует доселе.

А теперь о главном. Теперь поговорим о самих образах и о ключевом среди них – образе будущего и той картины мира, которая будет собирать и объединять наших соотечественников в ближайшие годы. Образ будущего – это не конструкт, разработанный политтехнологами в мозговых штурмах. Образ будущего – это не документ, написанный в высоких кабинетах. Образ будущего – это плод социального переживания коллективных сущностей, который, к тому же, постоянно обновляется, переосмысливается этими же группами. Образ будущего – это то, перед чем меркнет и ниспадает вся пена информационной свистопляски. Образ будущего – это то, что собирает народы в нацию и наделяет её устремлённостью к предвосхищению, предчувствованию своего грядущего. Образ будущего – это то, что способно рождать кумулятивные эффекты в социальной жизни и являть миру новые, совершенно неожиданные формы общественного и государственного устройства… Откуда же он берётся?! Возникает из генерации социальных сущностей. Только социальные группы, собирающиеся в мультигруппы, которые, в свою очередь, образуют макрогруппы, способны сформировать социальные нормы, традиции, правила и скрепить их ценностями. То есть, настоящие ценности могут рождаться в деятельностном векторе развития страны и только через социальное переживание. В разобщённом обществе ничего не получится. А в макрогруппах ценности становятся несущими конструкциями общества, и одновременно – фильтром кадровой селекции, и одновременно – ретрансляторами благоприятной атмосферы в обществе, без которой невозможно никакое развитие, поскольку благоприятная атмосфера является питательным раствором для социальных сущностей.

Теперь о самом главном. За последние тридцать лет новейшей истории мы пережили пересборку нашего государства. И собрано оно было во многом за счет проектного подхода, который в теории управления относится к неживым системам. Очевидно, что сегодня настало время запуска живых систем. Что это такое? Как у организма есть такт «вдох-выдох», так и у природы есть периоды, когда она собирает, а есть время, когда она отдаёт… Так и у государственного управления есть периоды, когда государству самому надо собираться, а есть периоды, когда государство отпускает свои кольца-обручи и даёт импульс для того, чтобы запустить социальные сущности, их жизнь на низовом уровне. Всему свой черёд. Сегодня для этого всё есть: и наработанные инструменты социальной режиссуры, и безмолвное ожидание народа, выраженная в его готовности к свершениям и внешнее давление, которое положило начало созреванию и кристаллизации в недрах кимберлитовой трубки народного сознания ценностей, способных собрать нацию… И по-настоящему, здраво, цельно, живо собирается нация не директивно, а так, как в 2013 году очень точно наметил Владимир Путин: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России».

Сейчас главное – не упустить этот момент созревания внутренней опоры народного движения снизу, шагнуть ему навстречу, ибо сегодня пришло время. Время собираться!

А. Е. Вайц,

Член Комиссии по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.