ВКУСНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ



Сергей Николаевич Андрияка. Скатерть-самобранка. Натюрморт.

Так вышло, что Россия, с её плодородными землями, в силу геополитических обстоятельств, оказалась между двумя огромными «ртами»: Европы с её изношенными землями и Индокитая, жители которого, по ходу дела только начинают понимать, что всё, что они доселе ели, было только гарниром. Весь ХХ век для России ознаменовался уничтожением крестьянства. Но вместе с тем, Россия сохранила в себе характер и ценности, которые более присущи людям, живущим на земле, авелитам, последователем жизненного уклада, берущего начало своё от библейского Авеля. Даже имея квартиру в городе, наш человек каждую весну самоотверженно отстаивает в длиннющих пробках на вылетных магистралях, дабы довезти до тёщиной грядки на прокачанной машине с красными суппортами обрезанные коробки из-под кефира с саженцами. Чтобы не стряслось с нами, эту устремлённость мы наблюдаем год от года: как рыба на нерест, мы притекаем к земле, удовлетворяя вечный зов к ней ритуалами весенне-дачного обряда.

Несмотря на то, что я очень хотел бы жить на земле, если спросить меня, чувствую ли я себя крестьянином, отвечу – нет. И если спросить меня, чувствую ли я себя фермером, тоже отвечу – нет. И если спросить меня, хотел бы я жить в деревне, то я бы уклонился от ответа, поскольку в той деревне, которую мне рисуют средства массовой информации я бы жить не хотел, а другой у нас нет! Итак, я хотел бы жить на земле, но образ этой жизни мне неведом. Непонятен также уклад – совокупность норма, традиций и принципов. Получается, что мне нужно это всё переосмыслить, а нам это всё надо пережить? Тогда необходимо вернуться к началу и оттолкнуться от того, что Россия с нашими плодородными землями находиться между двумя огромными «ртами», где все хотят есть… Поехали!

На одной из встреч со студентами прозвучал вопрос: «Поднимите руку, кто хотел бы жить в деревне?». Ну, робко поднялась одна и еще несколько рук было дёрнулись, но сникли. Поменяли вопрос. «Кто хотел бы жить в своей усадьбе?». Лес рук! Это значит, что молодёжь хотела бы жить на земле, но у неё нет образа будущего… Давайте, постараемся представить себе, какой может и должна быть жизнь на земле сегодня? 

Слово «помещик» происходит от слова «поместье», а это понятие происходит от слова «место». То есть, определённое место жительства, некая точка притяжения, к которой у человека есть устремлённость для создания собственного мира, собственной атмосферы. Это очень важно в наш век «одноразовой жизни», где нет ничего, что привязывало бы человека к территории, к вещам, к соседям, к историческим событиям, поскольку это всё планомерно выхолащивается. Само по себе такое место – сегодня это роскошь! Ну, а если оно ещё и способно воспроизводить натуральный продукт и ласкать глаз своими пейзажами, сподвигая к созерцательности, вскармливая в нас великодушие – то это уже бонус от Провидения и счастье на несколько поколений вперёд. Помещик сегодня – это, кончено же, не злобный барчук-рабовладелец, а технологически оснащённый управленец, руководствующийся, в первую очередь, пользой, но и о выгоде весьма и в меру понимающий.

Уклад русской жизни всегда был степенным, поэтому его символ – просторный большой дом из камня, прекрасно вписывающийся в пейзаж, или деревянные терема, прекрасно пейзаж подчёркивающие. В этом доме с лихвой могут размещаться несколько семей родственников и заезжих гостей. Сельское хозяйство, которое весьма развито по части животноводства и растениеводства, настолько преизобилует всевозможной продукцией, что она динамично реализуется через централизованный портал и сразу отправляется на стол к конечному потребителю, тут же проходя контроль качества. Сам по себе дом это ещё и точка сборки. Сборки семьи, друзей, гостей и их друзей. Это место общения и, что самое важное – среда формирования межпоколенческой связи, где происходит полноценное общение прадеда с правнуком, деда с внуком, а взрослые заботятся о создании неповторимой атмосферы этого пространства. Высший пик концентрации происходит по выходным, когда после церковной литургии, все собираются за большим столом на трапезу и долго и шумно общаются. Это великий праздник, поскольку главным упражнением для взрослых является состязание в приготовлении неповторимых блюд, о послевкусии которых идут долгие рассуждения.

Вдумаемся: наш народ сохранил тысячелетние традиции русского обеда. Это – блины, которые любили наши далекие предки ещё в VIII веке! Щи, уха, каши, варенья и соленья, которые украшали русский стол примерно с тех же незапамятных лет. Без этих блюд и сегодня трудно представить наши праздники. А ещё русские люди издавна любили угощать друг друга «на природе», под открытым небом. Особенно – в хорошую погоду. В походе, на охоте или на лесной прогулке «за грибами» и корка черного хлеба со свежим присоленным огурцом пойдёт как изысканное лакомство. 

С XIX века любимым напитком русских людей стал чай, пришедший в наши края из Китая. С тех пор популярны стали чаепития – в садах, у реки, возле усадеб… А москвичи любили выбираться на Воробьевы горы – целыми семьями, с неизменным самоваром, баранками, бубликами, с вареньем… Дымили самовары, разливался по чашкам горячий ароматный чай – и велась неспешная беседа, в которой люди познавали друг друга. 

Если взмыть мысленным дроном над всей страной, то она от восхода солнца до западных рубежей покрыта сетью таких усадеб, в которых начинается жизнь, где человек напитывается красотой природы, этим Пятым Евангелием. Потом жизнь продолжается в городах, с их прорывами в высокотехнологичных производствах, науках и искусствах, и приходит к логическому финалу на земле, в заботах по воспитанию розовощёкой поросли будущих первооткрывателей, инженеров, строителей, учителей, военных, священников, которых объединяет одно – они все умеют прекрасно готовить, принимать гостей и угощать, рассказывая о тонкостях той или иной кухни… Так, словно грибница, образуется мир, исследовать который не представляется возможным одному человеку за целую жизнь! И этот мир способен вбирать в себя всё мировое многообразие, представляя из себя постоянно воспроизводящуюся цветущую сложность… Вкусную при том!

Алексей Вайц