ПРИРОДА РУССКОГО ВОИНСТВА В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ



Введение

Сегодня на Украине происходит цивилизационное противостояние двух картин мира одного народа: в центре одной картины — человек служебный, в центре другой — человек служения.

Человек служебный — это человек регламентов, политических установок, яркий представитель класса приспосабливающихся, человек земной и по сути своей — ветхий.

Человек служения — это человек высших идеалов, человек духа, устремленного к божеству, человек сердца.

Человек служебный есть продукт западных корпораций, в задачу которых входит максимальное извлечение прибыли при снижении издержек на производство. Служебный человек политического украинства — это существо, воспитанное коллективным Западом, оно питается картиной мира со своим стандартным набором, ловко ему подсунутой корпорациями: две тысячи евро, безвиз, кружевные трусики... А человек служения мучительно, через горнило сомнений сегодня пестует свои идеалы духовного плана, дающие ему силы беспощадно, но с любовью разить врага.

Сегодня на Украине происходит цивилизационное противостояние двух картин мира одного народа: в центре одной картины — человек служебный, в центре другой — человек служения.

Именно духовная природа войны сегодня выступает на первый план: она вышла за границы идеологий и, перешагнув мировоззренческие рубежи, развернулась на духовно-нравственном поле. И тот, кто не понимает, в чём суть этой войны, будет обязательно использован тёмной стороной — и, увы, поработает на победу врага, даже если бы он ревностно защищал видимые границы своего пространства.

1. Гибридная война

Характер враждебного противостояния сегодня сильно отличается от классического понимания войны. В первую очередь, в современной войне скрадывается расстояние. Если раньше войска встречались на поле сшибки, где полки разводились по сторонам, а лучшие воины в поединке решали исход всей битвы, то потом это расстояние сократилось до окопа, после перешло в городскую черту — от подъезда к подъезду, а затем и вовсе переместилось в область сознания.

Сегодня способы ведения войны стали настолько разнообразными в уровнях сфер человеческой деятельности, а также во времени и пространстве, что это требует отдельного рассмотрения.

2. Многовекторное воздействие

Основным обстоятельством в характере гибридной войны является то, что воздействие на все сообщества и общество в целом, в государстве, в отношении которого проводятся недружественные действия, происходит на разных уровнях, с разным усилием, разными инструментами, а главное — в разных временных рамках. Например, если в отношении экономической ситуации могут применяться санкции одномоментно, то в отношении изменения идентичности целой нации может вестись деструктивная работа в течение десятилетий, а то и веков.

Изменение сознания социальных групп является приоритетным для государства-агрессора, поскольку все действия проходят незаметно и само государство-агрессор не участвует впрямую в этих процессах. Вся работа в таком случае обеспечивается внутренними ресурсами через создание агентов влияния внутри порабощаемой страны.

3. Триммерия общества

Чтобы понять, как происходит воздействие на общество, необходимо рассмотреть, как оно устроено. Поскольку общество создаваемо людьми, оно сходно со строением человека: у общества есть тело, есть душа и есть дух. Каждая из этих трёх частей, в свою очередь, тоже трёхсоставная (рисунок 1).

Тело общества — это всё то, что можно рассмотреть в показателях статистики из открытых источников. Это экономика, это политика, это социум. Поскольку мы живём в эпоху всевозможных отчётов и показателей, то работа со статистикой является также элементом гибридной войны, когда обыкновенными статистическими показателями легко загнать целую нацию в депрессивное состояние.

Душа общества — это то, что можно почувствовать, ощутить, с чем можно соприкоснуться. Душа — культура, идеология и мировоззрение.

Здесь требуется пояснение. Культура рассматривается не как совокупность производимых элементов искусств, а как совокупность норм, правил, принципов, традиций, ценностей, ритуалов и обрядов. Искусства в культуре рассматриваются как выразительная её часть. Идеология — это питательная среда идеалов, которыми живёт общество. То есть — это взгляд на вещи, на людей и на события сквозь призму идеалов. Идеология таким образом — это не расписанная кем-то директива, а присутствующие, словно нравственные ориентиры в обществе, идеалы, сверяясь с которыми представители общества дают оценку происходящему. Мировоззрение — это миропонимание, мироощущение, точка воззрения на мир. По сути, мировоззрение — это выбор человека относительно самого кона жизни: «Я ДЛЯ МИРА» или «МИР ДЛЯ МЕНЯ».

Дух общества — это духовно-нравственные нормы, картина мира и устремлённость каждого представителя общества к божеству. Духовно-нравственные нормы — это то, что называют обычаями или ментальностью; но сами нормы, как правило, черпают своё социальное напряжение в религии и сохраняют это конструктивное напряжение ровно настолько, насколько религиозная компонента присутствует в обществе.

Рисунок 1
  1. Разновекторное воздействие на общество и государство

Чтобы понять то, как одновременно могут действовать деструктивные силы в разных направлениях, лучше на примере всей триммерии общественно-государственного устройства. Каждый уровень при этом можно дополнять своими примерами, коих много, раскрывая деструктивное воздействие комплексной гибридной войны.

Экономический уровень.

Самый видимый и ощутимый уровень воздействия на общество и государство — это уровень экономический: ввели санкции — и мы почувствовали давление обстоятельств. Но наивно полагать, что экономические рычаги не имели воздействия и раньше: в отношении России всегда применялась тактика технологического сдерживания. Нам не позволялось иметь своих технологий, а те, что нам предоставлялись, были запатентованы или вовсе засекречены. Кстати, всё законодательство было написано консультантами от корпораций под интеллектуальную собственность, а это значит, что мы были поставлены в условия зависимости от западных технологий. Также в отношении России всегда велась политика ассортиментной дискриминации: например, каждый из нас, бывая за границей, обнаруживал, что и напитки, и зубная паста, и даже жевательная резинка другого качества.

Можно много приводить примеров и дополнять картину воздействия в этом сегменте общества, что даст развёрнутую картину.

Политический уровень.

Воздействие на политические элиты внутри страны-жертвы и во внешнем контуре также является эффективным средством. Внешние способы весьма понятны: внедрение в руководство стран путём нехитрых манипуляций руководителей-марионеток. Управление позицией этих стран с помощью подконтрольных чиновников давно стало визитной карточкой США. Внутри же страны-жертвы под благовидным предлогом и при участии общественных международных организаций создаются коллективные сущности — общественные организации всевозможного толка, от партий и до фондов, от общества «защиты животных» и до общества «охраны природы», — с определёнными ценностными ориентациями. В задачу таких фондов входит аккумулирование протестных настроений под любым предлогом. Как правило, эти общественные организации двойного назначения: они собирают информацию по положению дел в сегменте, где действуют, и формируют ценностно связанную, распределённую элитарную среду, генерирующую однородные решения. Что это такое? Формирование ценностной мировоззренческой платформы в стране государства-жертвы — это главная задача политических технологий. Эта платформа формируется в том числе и за счёт законотворческой деятельности. Ни для кого не секрет, что современная Конституция РФ писалась под руководством советников из Госдепа США. Но ведь и большое количество сегодняшних законов пишется не без участия консалтинговых агентств — этих вездесущих агентов корпораций. Но главной задачей политических технологий является изменение политической системы страны-жертвы.

Можно много приводить примеров и дополнять картину воздействия в этом сегменте общества, что даст развёрнутую картину.

Социальный уровень.

На социальном уровне главное деструктивное воздействие в отношении страны-жертвы — это атомизация общества и разобщение людей. Россия — изначально страна общинная, в общинности её великая сила: способность к самоорганизации, мобилизации и суперадаптации к стремительно развивающимся обстоятельствам не раз выручала наш народ. При этом народ имеет особенность отвечать на вызовы нелинейными решениями, что тоже повергает в недоумение и даже ступор наших недругов. Именно общинность стала целью корпораций в деле демонтажа социального поля. Для этого вводятся всевозможные программы, воспевающие «успеховость» человека-одиночки, восхваление лидеров при полном умалчивании коллективов, без которых никакой лидер не может родиться.

Весьма деструктивно воздействие социальных сетей, которые отвращают человека от интроспекции — внутреннего наблюдения над собой, так свойственного нашей культуре. В результате принятие элементов внешней культуры через соцсети в человеке взращивается ложное представление о собственной значимости. Главной задачей алгоритмов социальных сетей является лишение человека когнитивной установки — внутренней гражданской опоры. Это делается через искажение знаний о стране, в том числе через искажение истории, через эмоции, буквально раздергивая внимание человека предложениями реализоваться во всевозможных ролях и амплуа, подменяя человеку намерения и цели, а также воздействуя на поведение. Управление поведением является главной задачей алгоритмов соцсетей. Эти задачи также двойного назначения: они решают как вопросы маркетинга, так и общественно-политической конъюнктуры.

Можно много приводить примеров и дополнять картину воздействия в этом сегменте общества, что даст более развернутую картину.

Культурный уровень.

Воздействие на культуру прежде всего делается для смены норм общественной жизни. Это происходит через групповые процессы управляемых сообществ, через искусства, через информацию. Управляемые сообщества — это все деструктивные коллективные сущности типа ЛГБТ. Они по заслугам получили статус экстремистских, поскольку их тлетворное влияние заключается в демонтаже многовековых социальных норм. Ещё тридцать с лишним лет назад, в начале 1990-х, во многих странах было в практике применение уголовного наказания в отношении содомитов. Сегодня в ряде стран есть уголовное преследование в отношении тех, кто противится экспансии содомитов… Прошло всего тридцать лет — и вековые нормы были перевёрнуты с ног на голову! Каким образом? Они говорили: дайте мы пройдём по улице с флажками! А такой проход — демонстрация — это и есть смена социальной нормы коллективной сущностью. Именно так это и происходит: сперва они добиваются права быть оставленными в покое, затем они требуют равноправия, после этого они настаивают на поддержке порока, а дальше всё как по накатанному: принудительное участие в пороке и, как апофеоз, наказание всех несогласных с пороком. Так сейчас и происходит на Западе. И дальше будет больше!

Культура — это питательная среда для созревания социальных групп: для пестования образа будущего, осознания своего предназначения, формирования правил и принципов, рождение своего этического кодекса и ценностей. Социальные группы, проникая одна в другую, создают конструктивную напряжённость социального поля, на котором зиждется здание государственности. Ослабление напряжённости такого поля чревато социальной апатией и, как правило, инвазией других культур.

Можно приводить примеры и дополнять картину воздействия в этом сегменте общества, что даст развернутую картину в отношении культуры.

Идеологический уровень.

Так устроен человек, что свой взгляд на вещи, на людей и на события он постоянно сравнивает со своими авторитетами, которые присутствуют в его галерее. Как говорил Гаврила Державин: «Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества, Я средоточие живущих, Черта начальна Божества», — то есть человек есть связь миров и средоточие живущих. Это значит, что те идеалы, которые для человека живы, с которыми он имеет ментальную общность, во многом формируют его взгляды и оказывают непосредственное влияние на действия. Это ещё и глубоко духовное воздействие на человека и, через него, на общество.

Для примера можно взять искусственную замену всех идеалов на Украине, которая началась с середины нулевых. Бандера, Шухевич, Стецко, Мельник, Донцов, Сциборский и Коновалец — идейные отцы украинского нацизма, будучи имплантированы насильно в сознание народа за какие-то 15—20 лет, в корне изменили мировоззрение достаточно самобытной части Русского мира. Что впоследствии позволило их вооружить и бросить на русскоговорящих людей.

Можно много приводить примеров и дополнять картину воздействия в этом сегменте общества, что даст развернутую картину.

Мировоззренческий уровень.

Мировоззрение — это выбор человека относительно его мироположения: он призван брать или отдавать. Если человек призван отдавать, то это человек служения, он живёт мотивом, то есть внутренним звучанием. Если человек призван брать, то это человек служебный. Такой человек живёт стимулами, то есть внешними воздействиями.

Формированием служебного человека занята целая индустрия: это Голливуд, «Нетфликс», это вся индустрия моды, это весь шоу-бизнес. Этому вопросу уделяется пристальное внимание корпорациями. Например, Black Rock, одна из корпораций, контролирующих все эти направления, имеет в ы активах свыше 14 триллионов долларов. Эта тёмная мощь способна подчинить себе большую часть мира, что, собственно, и происходит. Если внимательно приглядеться к, казалось бы, безобидным фильмам National Geographic, то мы обнаружим подспудную тенденцию очеловечивания животных и оскотинивания человека. Делается это ненавязчиво, через оценочный ряд, но работает это чётко. Об этом, кстати, писал И. С. Аксаков: «Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт — уже совлекает — с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином…»

На всех уровнях происходят смысловые подмены, которые в проекции своей на бытовую жизнь оказывают чудовищное деструктивное воздействие, заключающееся в расчеловечивании человека.

Можно много приводить примеров и дополнять картину воздействия в этом сегменте общества, что даст более развернутую картину.

Духовно-нравственный уровень.

Ментальность, пожалуй, одна из самых загадочных областей общества. Духовно-нравственный уровень также подвергается деструктивному воздействию. В первую очередь, это подмена веры знаниями: то есть «я знаю — и этого уже достаточно». Это самый большой самообман, поскольку знающий не является участвующим, он холодный наблюдатель. В нём нет сострадания, нет включённости, он мёртв. При этом нравственно он безупречен: прекрасные манеры, исключительное воспитание, но духовно такие люди выключены из ментальной жизни общества, а это та самая среда, которая преобразует всю территорию страны в пространство, о котором поэт сказал: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Утрата духовной полноты территорией неизбежно повлечёт и её физическую потерю, поскольку мир физический есть продолжение мира метафизического. Упор на нравственность без духовного воспитания приводит к полному опустошению.

Можно привести примеры и дополнять картину воздействия в этом сегменте общества, что также даст развернутую картину.

Уровень картины мира.

Как уже говорилось, картина мира есть собирающая нацию компонента. Именно за картину мира сегодня идёт самая беспощадная война. Картина мира формируется из образа будущего, который рождается в динамике в сознании нации. Картина мира есть точка привязки, к которой, подобно барону Мюнхгаузену, «за косичку» человеку и обществу возможно вытянуть себя из болота вместе с лошадью. Картина мира — это утопическая компонента, без которой невозможно построить будущее.

На протяжении последних 30 лет нам постоянно бросают кость из прошлого, сталкивая нас лбами: злой ли гений Иван Грозный?.. Изверг ли Сталин?.. Деспот ли Петр I?.. И так далее… То есть мы вынуждены идти вперёд с головой, повёрнутой назад, хотя никто не мешает взять все лучшее из опыта тех или иных правителей и применить в настоящем. Но тут появляются представители корпораций и предлагают нам суррогат будущего в виде самосбывающегося прогноза — конечно же, при полном интересе той или иной корпорации!

Вера.

Вера есть устремлённость. Это то, без чего не может жить ни один человек, ни одно общество. Вера формирует такую устремлённость и связывает мир духовный с миром вещественным, мир тонкий с миром грубым, мир физический с миром метафизическим. Если человек устремлён к Богу-Любви, то и Бог-Любовь, откликаясь, освящает собой всё пространство, оно преображается по мере преображения самого человека, устремлённого к живой личности Бога. Подмена устремлённости от Бога-Любви к животному началу формирует хтонические энергии, которые, заполняя пространство, начинают его соответствующим образом преображать, и человек на место божества ставит человека, что неминуемо приведёт к богу-зверю. И таких путей всего два: антропоцентричный, с его устремлениями к человеческим достижениям, и христоцентричный, с его устремлениями к высшим идеалам.

На таблице можно рассмотреть предельные значения антропоцентричного и христоцентричного социокультурного типа человека, цивилизационное столкновение которых мы сегодня наблюдаем на Украине (рисунок 2).

Рисунок 2

5. Поле битвы — сердце человека

Эти значения на Рисунке 2 справа и слева вынесены в максимально-предельные характеристики. Их нет в жизни в чисто химическом виде, но системно изложенные здесь, они дают понимание о цивилизационном пути человека или общества, тяготеющего к той или иной модели. Антропоцентричный тип в трагедии наших народов и есть тип украинства, привитый нам. Так получается, что и мы тоже поражены им. И сегодня основная битва происходит в нашем сердце. Воинство русское всегда было обращено в свое сердце, о чём говорилось в духовной практике воспитания духа воина, о препобеждении самости. Кстати, здесь очень созвучна и исламская духовная традиция, высшей степенью которой считается «усилие на пути к Аллаху в победе над собой». Это созвучие делает наше воинство единым на поле брани. Ещё Куприн описывал в рассказе «Поединок» момент, когда на приёме присяги ксендз читает молитву воинам-католикам, батюшка — православным, поручик-магометанин — муслимам, евреям — раввин, протестантам — штабс-капитан, даже язычникам преподносится на шашке хлеб с солью, съедая которые они присягают новому хозяину.

Но надо помнить, что именно собравший все народы русский народ имеет эту важную для всех народов компоненту жертвенности, о которой Маршал Советского Союза, Иван Христофорович Баграмян говорил: «Если в дивизии осталось меньше половины русских, её нужно расформировывать, поскольку она резко теряет в своей боеспособности». А Александр Васильевич Суворов добавлял: «Русский солдат потому никого не боится, что он Бога боится».

Здесь виден очень важный момент, свойственный русскому воинству: если, например, самураю нужно долго медитировать для того, чтобы быть бесстрашным воином, чтобы принять смерть, то русский воин уже стоит пред Богом. Именно это обстоятельство даёт такое бесстрашие и жертвенность русскому по духу бойцу. Именно поэтому важна обращённость русского воина в своё сердце, именно там его неисчерпаемые силы и его непобедимость. Эта традиция, кстати, сохраняется в культуре русских бойцов в «Боях без правил», где они не ведут себя как гориллы, не бьют себя в грудь, а стоят, как бы прислушиваясь к себе, опустив глаза в пол, как это делает Фёдор Емельяненко. Надо сказать, эта традиция предбоевой скромности во многом передаётся и нашим бойцам с Кавказа. Эта жизнь внутреннего человека, о котором в Священном писании сказано: «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом», — именно она освящает путь воина.

Да, в человеке есть два человека: внешний и внутренний. Об этом нам говорят подвижники благочестия: «Человек есть микрокосм и может себя созерцать, но не две природы человек, а из двух природ». То есть человек не есть смесь двух природ, но две сочетанные природы. И это много объясняет про природу русского воинства: оказывается, внешнего человека необходимо побеждать, загонять его в стойло правил и побивать его цепами испытаний, а внутреннего человека необходимо вытягивать. Чем же?.. Любовью!

И получается, что сегодня идёт сражение внутреннего человека с внешним, о котором также говорил Суворов: «Победа из побед есть победа над собой». Ведь самый страшный враг наш смотрит на нас каждое утро из зеркала. И побеждая его, мы побеждаем внешних врагов.

И у нас нет иного пути, кроме как утопить всех своих недругов в безбрежном океане Божественной любви, которой мы сами ещё должны сподобиться. Для этого поработаем над вызволением человека внутреннего из плена ложного представления о собственной значимости. Это и есть наша брань невидимая в условиях войны видимой, такой сложной и на первый взгляд непонятной.