САМООРГАНИЗАЦИЯ НИЗОВЫХ СООБЩЕСТВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ



Тезисы доклада на круглом столе "Цивилизационные ценности России в повестке дня интеллектуального сообщества", проходившем на площадке Общественной палаты РФ 26 мая 2023 года

 

Начну с провокации. Можем ли мы сегодня себе представить чиновника – государственного служащего, который принимает решение не на основе законов, инструкций, процедур, а руководствуясь своей совестью? По сути вопрос стоит ребром: либо лицо, принимающее решение руководствуется своими ценностями, либо нормами административно-бюрократической культуры. Вопрос. Такое возможно?

Ответ. Вполне себе возможно! И вот почему:

Если чиновник чувствует себя частью коллективной сущности: семьи, рода, общественной организации, братства, то это вполне себе возможно, поскольку решение принимать будет уже эта социальная группа, ценностями которой он запитан, и они оказывают непосредственное влияние на принятие таких решений.

 

Реальная модель представительской демократии (та, что реализована на самом деле в России, да и в любой другой стране мира, — в этом я уверен) состоит в следующем: человек получает статус, облекается властью и оказывается в Системе в точках формирования, принятия и/или исполнения решений. Но решения он принимает сообразно своим ценностным константам. Да-да, решения принимаются исходя из ментальности, ценностей и идеалов. И вот по каким-то причинам, ввиду определённых обстоятельств и собственной инфантильности этот человек утрачивает ценностную матрицу своих групп и идёт вразнос: начинает поступать вроде бы по закону, но в нравственном плане это раскрывается как полное беззаконие… Такое бывает, за примерами ходить не надо! Что делают члены сообществ, в культуре которых он был выпестован? Правильно! Они отворачиваются от него. Но сегодня, ввиду недоразвитости групп, ввиду рыхлости самого социума этого никто не замечает. А если таковое сообщество, будучи полноценной ячейкой общества, заметной и авторитетной, исторгнет его из себя и объявит об этом, тогда человеку тому не позавидуешь! Мы ещё помним времена, когда люди, отвергнутые обществом, сами к себе применяли высшую меру и приводили приговор в исполнение.

 

Мы страна общинная. Об этом говорит проведённые нами в 2010-м году исследования национальной идентичности. Они показали, что главным основанием здания нашей государственности является правда, красота и сострадание. Общинность наша, собравшая и вобравшая в себя множество культур, явила миру феномен жертвенности, совестливости, поиска смысла – всё то, что отражено в нашей всемирно известной литературе. Из этого следует, что сегодня нам надо опереться на самоорганизацию низовых сообществ, которая, в общем-то, уже начинает происходить как на линии фронта, так и в тылу. И здание государственности сегодня зиждется на конструктивной напряженности этого социального поля. Но чего нам не хватает? Нам сегодня не хватает динамизма! Динамика Отечества, сочетанная с каркасно-устойчивой многозадачной иерархией государства даст нам эффект прорыва, подобного тому, что был в послевоенное время, когда «страна героев, страна мечтателей, страна учёных» явила миру такую динамику, что её сильно испугались за океаном.

 

Существует ли сегодня самоорганизация на низовом уровне? Конечно, существует! Как большой организм состоит из множества клеток, так и общество состоит из сообществ. И если рассматривать каждое сообщество как клеточку, так и у неё должен быть вход, когда она принимает ценностные ориентации от других больших систем и от соседних, а впоследствии выброс в виде деятельностных плодов – и таким образом социальное тело общества ткётся из живых групп-колечек, как многослойная кольчуга – из кольца в кольцо, которую невозможно ничем пробить ввиду её суперадаптивной способности к самозаживлению и мгновенному перестроению к возникшим реалиям. Тогда и человек в таких живых системах созревает настолько, что его невозможно сдвинуть с места его предназначения, за которое он готов погибнуть.

 

И вот отсюда начинается отсчет и пересборка всей мировой архитектуры нового порядка мирохозяйствования: группа, являющаяся единицей социума за счет воли каждого, формирует поле социума и это и есть национальная культура, в питательном растворе которой пребывают все задачные иерархии государственного управления. И тогда Отечество как национальная ценность собирает и держит в контуре все соподчинённые сообщества. И место России в мировом сообществе определяется её внутренней политикой, исходящей из недр национального сознания, когда внешняя политика органично становится продолжением политики внутренней. И в таком случае Россия вполне себе заслуженно становится ценностным арбитром этого многополярного мира, где полно-ценный и полно-цельный Человек становится целью. И тогда Россия, обозначившая стратегию развития многополярного мира и уже спозиционировавшая себя в нём как одного из ценностных арбитров, совершенно очевидно будет реализовывать стратегическую концепцию, обозначенную В. В. Путиным еще 2013 году на Валдайском форуме, где он сказал: "Россия всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России." Отсюда и миротворчество, многополярность и привлекательность нашей Родины.

Алексей Вайц